Иван Иванович Борзов и Андрей Васильевич Косарев

Иван Иванович Борзов родился 21 октября 1915 года в деревне Староворово Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне деревня Ворово Шатурского района Московской области).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Тогда же назначен заместителем командира эскадрильи. Сразу выделился мужеством. В июле 1941 года привел на свой аэродром горящую машину и посадил ее, получив тяжелые ожоги.

Но в августе 1941 года совершил дисциплинарный проступок: с целью показать командованию умение пилотировать истребители, самовольно поднял в воздух И-16, находившийся в авиаремонтных мастерских, и выполнял фигуры высшего пилотажа. Бак оказался почти пустым, и самолет вскоре после взлета упал с малой высоты на землю. За этот проступок 13 сентября 1941 года был осужден военным трибуналом Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой наказания до конца войны «за нарушение воинской дисциплины, повлекшее аварию самолета». Продолжал воевать, только был понижен в должности.

Через несколько дней снова назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиационном полка ВВС флота. Большинство своих боевых вылетов в 1941-1942 годах произвел, как и другие летчики флотской авиации, не против военно-морских сил врага, а против его сухопутных войск, что было связано с крайне неблагоприятной ситуацией на фронте.

С апреля 1942 года – вновь в своем «родном» 1-м минно-торпедном полку, которому за массовый героизм личного состава и высокие боевые результаты 18 января 1942 года было присвоено гвардейское наименование, и он стал именоваться 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Сразу назначен командиром эскадрильи. С января 1943 года – инспектор по технике пилотирования 8-й авиационной бригады ВВС флота, с августа 1943 года – инспектор-летчик 1-го гвардейского минно-торпедного полка. В сентябре 1943 года был назначен командиром этого полка. С весны 1943 года ВВС флота вернулись к нанесению ударов по морским коммуникациям и базам врага.

Отличился при прорыве блокады Ленинграда в Ленинградско-Новгородской операции. К июлю 1944 года он совершил 147 боевых вылетов, потопил сторожевой корабль и два транспорта противника.

Одним из первых освоил на Балтике новые тактические приемы – удары ночью по «лунной дорожке», наведение по бортовым локационным станциям. Всего за войну потопил 2 корабля и 5 транспортов врага водоизмещением 36000 тонн, в их числе самый крупный потопленный вражеский транспорт на Балтике водоизмещением 15000 тонн. «Тридцать три богатыря» – так именовали Героев Советского Союза 1-го минно-торпедного авиаполка, из них 28 летчиков получили эту высшую степень отличия, когда служили под командованием гвардии майора и подполковника Борзова. Именно в период командования И.И. Борзова 1-й гвардейский авиаполк добился наибольших успехов, действуя на морских коммуникациях, превратил Балтийское море в победное поле боя прославленных торпедоносцев и топмачтовиков, потопил 83 транспорта, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 4 танкера, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля.

Андрей Васильевич Косарев родился 21 октября 1913 года в селе Канино Сапожковского района.

На фронтах Великой Отечественной войны – с января 1942 года. Воевал на Крымском, Донском, Сталинградском, Центральном и 1-м Украинском фронтах, был ранен.

Дивизионный инженер 70-й гвардейской Глуховской ордена Ленина дважды Краснознаменной стрелковой дивизии (13-я армия, Центральный фронт) гвардии майор Косарев отличился в июле-сентябре 1943 года в боях под Курском и при освобождении территории Украины.

Инженерные подразделения дивизии под руководством Косарева под артиллерийско-минометным, пулеметным огнем и действием авиации противника обеспечивали переправу остальных частей через реки Сейм, Десна, Днепр и Припять. Он круглосуточно находился на передовой, руководя строительством плавсредств, причалов, паромов. Во время строительства переправ Косарев всегда имел аварийный запас переправочных средств, что позволяло бесперебойно работать переправе и обеспечивало ее живучесть в любой обстановке. Также он распорядился закрыть переправу дымовыми завесами, что обезопасило ее от немецкой авиации. Дивизия удержала плацдарм, отразила контратаки врага и погнала его дальше, на запад.

Видеоролики о героях размещаются на сайте Правительства Рязанской области в разделе «Мы помним».

Использованы материалы сайта Правительства Рязанской области

ВКонтакте
Предыдущая Все новости Далее