Пресняков Александр Васильевич

Александр Васильевич Пресняков родился 14 октября 1919 года в селе Лопатино Скопинского уезда Рязанской губернии в семье служащего. В семье воспитывалось 7 детей, в том числе трое – дети погибшего в Первой мировой войне брата отца.

Отец после революции был начальником милиции в районе, создавал одну из первых сельхозкоммун «Заря», заочно окончил университет, Тимирязевскую академию, был инструктором ЦК ВКП(б). Репрессирован. Александр не отказался от отца и был исключен из комсомола.

Впоследствии жил в Москве, окончил 7 классов школы и школу ФЗУ завода опытных конструкций при Центральном Аэрогидродинамическом институте по специальности авиационного моториста. Без отрыва от производства окончил планерную школу.

Работал мотористом в школе полярной авиации Главного управления Северного морского пути в городе Николаеве. В 1936 году в середине учебного года в виде исключения был зачислен на первый курс летного отделения.

В 1938 году на базе школы формируется военное авиационное училище, и курсант Пресняков вместе с остальными курсантами-полярниками был зачислен на третий курс. Летом 1939 года лучшие курсанты, в числе которых был и Пресняков, были досрочно выпущены из училища и в звании лейтенантов направлены в войска. Молодой летчик Пресняков получил направление в 41-ю отдельную авиаэскадрилью ВВС Краснознаменного Балтийского флота в город Новую Ладогу Ленинградской области.

Принимал участие в войне с Финляндией 1939-1940 годов.

Начало Великой Отечественной войны Пресняков встретил в Прибалтике у границ с Восточной Пруссией. Пилот гидросамолета («летающая лодка») МБР-2 лейтенант Пресняков уже 23 июня 1941 года штурмовал с бреющего колонну фашистов, наступавших на город Либаву (Лиепая). За первые две недели боевых действий совершил 14 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку колонн врага, военно-морских баз, переправ, аэродромов. В июле 1941 года был принят в партию.

В октябре 1941 года был представлен к ордену Красного Знамени, но так его и не получил. Из-за перегрузок и повреждений выходили из строя самолеты. На очередное задание вылетел, нарушив приказ, на неисправном самолете и попал в аварию. В результате был разбит самолет, тяжело ранен штурман. Летчик Пресняков был осужден военным трибуналом на 8 лет лишения свободы без поражения в правах, с временной заменой тюремного заключения отбыванием на фронте. После осуждения продолжил службу в своей эскадрильи. Из партии был исключен, а орден вернули обратно в штаб ВВС.

1 января 1942 года во время разведки танковой колонны самолет Преснякова был сбит зенитной артиллерией в тылу врага. Через три дня экипаж вышел к своим.

Всего к концу января с составе 41-й эскадрильи на МБР-2 совершил около 100 боевых вылетов. 24 января был откомандирован на переподготовку и освоение нового самолета – колесного торпедоносца Ил-4 (ДБ-3ф).

21 марта 1942 года лейтенант Пресняков прибыл для прохождения службы в 1-й гвардейский Краснознаменный минно-торпедный полк (8-я Гатчинская Краснознаменная минно-торпедная авиационная дивизия, Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота) на должность командира звена.

Первый вылет совершил 28 марта на постановку мин в порту Хельсинки. В экипаже со штурманом Кошелевым неоднократно бомбили военно-морские базы противника. Большой урон их бомбы нанесли портовым сооружениям в Хельсинки и Котке.

В битву на море Пресняков включился в числе первых летчиков-торпедоносцев. 16 июня 1942 года в составе звена участвует в потоплении сторожевого корабля. Днем позже в группе с Бунимовичем Пресняков и Кошелев уничтожили транспорт водоизмещением в 5 000 тонн, а затем торпедами потопили сторожевой корабль и канонерскую лодку противника.

За короткое время стал мастером торпедных атак. Летом 1942 года с него была снята судимость, присвоено звание старший лейтенант. Именно его командир полка Борзов назвал «морским волком» и призвал равняться на экипаж Преснякова.

Весной 1943 года полк получил новые самолеты – американские A-20 «Boston». С октября 1943 года на новом самолете Пресняков летал в экипаже со штурманом Ивановым. Один из первых совместных боевых вылетов Пресняков и Иванов совершили на усиленно охраняемый порт. 20 ноября Преснякову и Иванову были вручены ордена Красного Знамени.

К началу 1944 года командир звена гвардии старший лейтенант Пресняков совершил 222 боевых вылета, из них: 161 вылет на бомбардировочные удары, 14 вылетов на минные постановки, 11 вылетов на разведку кораблей и войск противника и 36 вылетов на крейсерские полеты в Балтийское море и Финский залив. Торпедировал, потопил и повредил 3 транспорта общим водоизмещением 14 000 тонн, 2 тральщика общим водоизмещением 1 200 тонн, уничтожил 5 вражеских самолетов на аэродромах и был представлен к геройскому званию.

В ночь на 17 января 1944 года во время боев за освобождение Ленинграда от блокады, экипаж Преснякова и Иванова совершил 5 вылетов на бомбардировку вражеского укрепленного пункта в районе Ропши. Прямым попаданием пятисоток был уничтожен командный пункт вражеской дивизии.

Весной продолжались и крейсерские боевые вылеты на свободный поиск. 7 апреля экипаж Преснякова потопил тральщик, 21 мая в устье Финского залива – транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн, 27 мая – транспорт 5 000 тонн, ставший 101-й победой на счету полка. Основной разведчик погоды в полку.

Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года.

Всего за время Великой Отечественной войны совершил 370 боевых вылетов.

Последнюю победу герой-торпедоносец одержал в ночь на 9 октября 1944 года. После долгого поиска обнаружил и торпедной атакой потопил транспорт водоизмещением 6,5 тысяч тонн.

В конце октября, как опытный летчик, капитан Пресняков был откомандирован в учебный полк, в котором проходили подготовку перед отправкой на фронт выпускники летных училищ. Эскадрилья Преснякова готовила пилотов для самолетов-торпедоносцев А20 «Boston». Вернуться в полк несмотря на рапорты и просьбы не удалось. В боевых действиях больше не участвовал.

В 1954 году с отличием окончил Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова, назначен командиром авиационного полка на Тихоокеанский флот, затем командовал авиационной дивизией.

В 1960 году окончил Военную академию Генштаба, назначен заместителем командующего авиацией Тихоокеанского флота, в этой должности прослужил с 1961 по 1968 год.

С 1969 года, работая начальником филиала государственного научно-испытательного института имени Чкалова, проживал в городе Феодосии в Крыму. Старший летчик-испытатель Пресняков активно участвовал в организации и проведении государственных летных испытаний корабельных самолетов и вертолетов, авиационных комплексов поиска и уничтожения подводных лодок, авиационного вооружения и оборудования кораблей, систем приземления и приводнения космических аппаратов, авиационных средств спасения на море.

После выхода в отставку в декабре 1982 года генерал-лейтенант авиации запаса Пресняков являлся председателем Феодосийского городского совета ветеранов войны, труда и военной службы. Был членом Коммунистической партии Украины. В 1998 году был избран почетным гражданином города Феодосии.

Видеоролики о героях размещаются на сайте Правительства Рязанской области в разделе «Мы помним».

Использованы материалы сайта Правительства Рязанской области

ВКонтакте
Предыдущая Все новости Далее