Лукашин Василий Иванович

Лукашин Василий Иванович родился 3 августа 1920 года в деревне Марьино Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне деревня Марьинка Кораблинского района).

В 1936 году после окончания неполной средней школы переехал в Москву и поступил в ФЗУ при кондитерской фабрике имени Бабаева. Затем работал на фабрике бригадиром. Без отрыва от производства учился в аэроклубе.

В 1940 г. призван в Красную Армию, в марте того же года поступил в Балашовскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1942 г. Старший сержант Лукашин был направлен летчиком-штурмовиком в 175-й авиационный полк.

На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1943 г.

В августе 1943 года в составе группы Лукашин летал на штурмовку железнодорожной станции Барвенково Харьковской области. В воздух взлетело несколько складов с боеприпасами и горючим, железнодорожные эшелоны с военным имуществом. В результате этого налета была парализована целая группировка немецких войск, что повлияло на исход боев по очищению Донбасса.

В 50-м «юбилейном» вылете в самолет Лукашина в первый раз! попала вражеская очередь. Совершив удачную штурмовку фашистской артиллерии, мешавшую наземным войскам захватить высоту на правом берегу Днепра между Днепропетровском и Запорожьем, советские штурмовики подверглись атаке вражеских истребителей. Лукашин пришел на помощь лейтенанту Погребенко, сбив нацелившегося на него «фоккера», но и сам получил снаряд в масляный радиатор. Пришлось садиться на нашем берегу Днепра среди окопов и ям.

Зимой 1943 года Лукашин в воздушном бою за Днепром сбил «мессершмитт», а его ведомый – «Юнкерс». Оба невредимыми вернулись на свой аэродром.

В марте 1944 года в районе поселка Новый Буг Лукашин увидел 2 транспортника Ю-52, сбрасывающие груз для своих войск. Пристроившись в хвост одному из фашистов, он с первой же очереди вогнал его в землю, а затем помог ведомому добить второй Ю-52.

В июле 1944 года 305-я штурмовая авиадивизия перебазировалась из-под Одессы в Прибалтику. В одном из вылетов в районе города Аугшпилс группа Ил-2, возглавляемая Лукашиным, после подавления зенитных батарей обрушилась на наступающие фашистские части, сбросив на них сотни осколочных и противотанковых бомб. «Добавив» несколько реактивных снарядов и увидев море огня под собой, штурмовики обстреляли залегшую на обочине дороги пехоту и с чувством выполненного долга ушли на свою территорию.

В другом бою зенитный снаряд попал опять-таки в масляный радиатор самолета Лукашина. Обшивка фюзеляжа, на котором было написано: «Валериан Куйбышев» (самолеты для 175-го шап были построены на средства трудящихся г. Куйбышева), загорелась. Хоть пламя и удалось сбить, но самолет падал. Сбив одним крылом телеграфный столб, а другим – крышу какого-то сарайчика, самолет метров 100 прополз на брюхе и упал в овраг. От удара при падении о кабину Лукашин потерял сознание, но вместе со стрелком-радистом был спасен пехотой.

Командир авиационной эскадрильи 175-го штурмового авиационного полка (305-я штурмовая авиационная дивизия, 14-я воздушная армия, 3-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант Лукашин к сентябрю 1944 г. совершил 98 успешных боевых вылетов. Лично им уничтожено 15 железнодорожных вагонов с грузами, 8 танков, 48 автомашин с военными грузами и боеприпасами, 2 паровоза, 5 складов с боеприпасами и горючим, 2 самолета сбито в воздушном бою и 4 уничтожено на земле, 15 повозок с военным имуществом, 12 пулеметно-пушечных точек, более роты солдат и офицеров противника. 82 раза товарищ Лукашин водил группы от 6 до 18 самолетов Ил-2, из которых 6 раз – по переправам, 9 – по железнодорожным станциям, 7 – на аэродромы, 5 – на разведку, 55 – на уничтожение танков, автомашин и живой силы противника.

Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 г.

В последний день войны командиру эскадрильи капитану Лукашину пришлось вылетать на боевые задания 4 раза. Ведомые им штурмовики нанесли удары по артиллерийско-минометным батареям противника в районе Айзпуре, по железнодорожной станции Калвене, по колонне автомашин на шоссе из Скрунды в Либаву. После первого захода загорелось 3 автомашины. Потом еще и еще… 10 атак совершили летчики.

Так закончился последний, 140-й боевой вылет летчика-штурмовика Лукашина.

После войны он продолжал службу в ВВС. В 1951 г. окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию.

С 1975 г. полковник Лукашин – в запасе. Жил в г. Москве. Работал экспертом в Государственном комитете СССР по науке и технике. Является автором книги «Против общего врага», представляющей собой серьезное военно-историческое исследование боевой работы французского авиационного полка «Нормандия-Неман» и 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка, прошедшего с французами боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии.

Умер 31 марта 1983 г. Похоронен на Востряковском кладбище г. Москвы.Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.

Видеоролики о героях размещаются на сайте Правительства Рязанской области в разделе «Мы помним».

Использованы материалы сайта Правительства Рязанской области

ВКонтакте
Предыдущая Все новости Далее