Карпов Александр Алексеевич

Карпов Александр Алексеевич родился 25 сентября 1920 года в селе Кремлево Скопинского уезда Рязанской губернии (ныне Скопинский район). В 12 лет остался без отца. Окончил семь классов, работал в колхозе. Затем уехал в город Новомосковск Тульской области, окончил школу ФЗУ. Работал техником-прибористом на Сталиногорском химкомбинате и одновременно учился в аэроклубе.

В октябре 1939 года призван в Красную Армию Новомосковским РВК Тульской области. Направлен в Таганрогскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1941 году.

Со 2 августа 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года на аэродроме в Астрахани, куда забросила судьба сержанта Карпова, был сформирован 806-й штурмовой авиационный полк. В 1942 году лётчик принял участие в боях на подступах к Сталинграду. Совершил под Сталинградом более 40 боевых вылетов.

22 июля 1943 года принял участие в налётах на аэродром Кутейниково. Налёт был проведен силами всего полка. По данным аэроразведки, на аэродроме было уничтожено 50 самолётов противника. Свои потери составили 5 машин. Лично он сбил при взлёте истребитель противника Ме-109.

Позднее А.А. Карпов сражался на реке Молочной, освобождал Мелитополь, сражался на Никопольском плацдарме, отличился при освобождении Калмыкии, Кубани, Донбасса, Крыма.

С 1 августа 1943 года – командир эскадрильи 806-го штурмового авиационного полка (206-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт).

23 октября он был ведущим группы штурмовиков, уничтожившей в районе Калиновки и разъезда Бурчак 2 самоходных орудия, 3 танка, 5 автомашин с грузом, до 50 солдат и офицеров противника.

14 января 1944 года Карпов во главе группы самолётов нанёс удары по большому скоплению техники противника близ населённых пунктов Днепровка и Большая Знаменка, где лично поджёг танк и 2 автомашины с боеприпасами.

К апрелю 1944 года старший лейтенант Карпов совершил 114 боевых вылетов на разведку и штурмовку оборонительных рубежей, скоплений войск противника. Уничтожил и повредил 32 танка, около 90 автомашин с войсками и грузами, 5 самолётов в воздушных боях и на аэродромах, подавил огонь 19 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорвал паровоз, создал 9 очагов пожаров, истребил до 700 солдат и офицеров противника.

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 августа 1944 года.

С осени 1944 года А.А. Карпов сражался в Прибалтике — под Таллином, Клайпедой, Ригой. В один из дней в районе разъезда между Мемелем и Шяуляем прорвались до 60 танков противника, начавших энергично теснить наши войска. Карпову была поставлена задача во что бы то ни стало сорвать эту контратаку противника.

Подготовлено было 18 самолётов Ил-2. Зарядка: девять самолётов с «ПТАБ» и девять самолётов по 6 штук «ФАБ-50». Полёт был сложным: солнце било в глаза, а однотипность местности с массой озёр затрудняли ориентировку. Противник вклинился в нашу оборону, и поэтому уточнение линии фронта производили только по знакам, которые выкладывали наземные войска.

К району цели пришли тремя шестёрками. Километров за восемь до неё А.А. Карпов связался с наземной радиостанцией и уточнил обстановку. Начинало темнеть, и очень хорошо были видны вспышки артиллерийских снарядов. Первое, что он обнаружил в данном ему квадрате, — это до 60 копен или кустов, расположенных в шахматном порядке. К каждому такому кусту шли следы и здесь же исчезали. Километра за три до них Карпов обнаружил падение артиллерийских снарядов около этих кустов, из которых были видны вспышки. Лётчик пришёл к выводу, что это танки.

А.А. Карпов довернул к цели, дал команду «к атаке», и шестёрки попарно перестроились в «пеленг». Высота была 800 метров. С этой высоты ввели в пикирование и начали обстреливать из пушек и пулемётов. На высоте 400 метров начали сбрасывать бомбы, прицеливаясь как по площади. Атака была с ходу с небольшим доворотом, потом разворот вправо на 150 градусов, и опять атака.

В первый заход сбросили все «ФАБ-50», во втором заходе обсыпали танки «ПТАБ», после чего снизились до бреющего полёта и проштурмовали пехоту противника, находящуюся на танках и транспортёрах. Один самолёт из каждой шестёрки был с фотоаппаратом, который фотографировал результаты штурма, после чего А.А. Карпов, собрав группу, встал на обратный курс. Один внешний самолёт увеличил на развороте крен до 70 градусов, сорвался в штопор и разбился. Остальные самолёты быстро пристроились и благополучно вернулись на свой аэродром.

Командиру дивизии Карпов доложил, что создали до 12 очагов пожара. Когда проявили фотоплёнку, то действительно оказалось, что двенадцать танков горели. Группа А.А. Карпова ходила без прикрытия, и над целью истребителей противника не было. Противодействие с земли было слабым. Контратака противника была сорвана.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 г. окончил Военно-воздушную академию.

С 1981 г. генерал-майор авиации Карпов в запасе. Жил в г. Киеве. Кандидат военно-технических наук, доцент кафедры тактики ВВС и общевойсковых дисциплин Киевского высшего военного авиационного инженерного училища.

Умер 1 декабря 1993 года, похоронен на городском кладбище «Берковцы». Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.

Видеоролики о героях размещаются на сайте Правительства Рязанской области в разделе «Мы помним».

Использованы материалы сайта Правительства Рязанской области

ВКонтакте
Предыдущая Все новости Далее