Елисеев Владимир Степанович

Елисеев Владимир Степанович родился 10 июля 1923 года в деревне Тарасово Пронского уезда Рязанской губернии (ныне Старожиловский район) в многодетной крестьянской семье.
После окончания 9 классов средней школы приехал в Москву, поступил на работу слесарем в Московский авиационный институт, а затем сам стал его студентом. Одновременно успешно занимался в Тушинском аэроклубе.
С апреля 1941 года – в Красной Армии, призван Ленинградским районным военкоматом города Москвы. Окончил Остафьевскую (с 1941 – Вязниковская) военную авиационную школу пилотов в 1942 году. В том же году прошел переподготовку на английские истребители «Харрикейн» в 22-м запасном авиационном полку (город Кинешма, Ивановская область).
В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны сержант Елисеев – с мая 1942 года. Весь боевой путь прошел в составе 436-го истребительного гвардейского Барановичского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени авиационного полка. Воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Западном, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Воевал на истребителях «Харрикейн», Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Киттихаук».
За неполные три года пребывания на фронте был пилотом, старшим летчиком, заместителем командира – штурманом эскадрильи, а с октября 1944 года – командиром истребительной авиационной эскадрильи. Первые победы одержал 22 июня 1942 года: в двух боевых вылетах в тот день сбил по одному истребителю, причем во втором случае сбил зашедшего в хвост ведущего летчика противника и спас тем самым его жизнь. На следующий день в двух групповых боях участвовал в уничтожении еще двух самолетов врага. При самостоятельном патрулировании станции Чернянка 1 июля 1942 года обнаружил и сбил бомбардировщик Хeйнкель-111, и в следующем вылете в тот же день – сбил еще один бомбардировщик. За неделю боев юный сержант выдвинулся в число лучших истребителей полка. Его представили к награждению орденом Ленина, но молодого сержанта посчитали слишком юным для столь высокой награды.
Принимал участие в оборонительных сражениях лета 1942 года севернее Воронежа, где его самолет сбивали дважды. После первой неудачи 1 июля германские истребители расстреливали спускавшегося на парашюте летчика из пулеметов, но он отделался легким ранением, после приземления отказался от госпиталя и вернулся в строй. Второй раз 22 июля у станицы Цимлянской он выбросился на парашюте над вражеской территорией, получил ранение руки, и добирался к своим 10 суток по степи.
Участвовал в Сталинградской битве, Демянской наступательной операции, в Курской битве (там сбил 2 вражеских самолета), Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях.
Самым успешным для летчика оказался последний боевой вылет 20 апреля 1945 года в районе населенного пункта Бирхольц южнее Берлина. Тогда Елисеев в паре с ведомым обнаружил группу немецких истребителей. В завязавшемся воздушном бою он лично сбил 2 истребителя врага. Последнюю победу одержал в бою 23 апреля 1945 года.
Всего к 9 мая 1945 года гвардии капитан Владимир Елисеев совершил 256 боевых вылетов, в 67 воздушных боях сбил 14 самолетов врага лично и 7 – в группе. Сам за время войны был сбит трижды, несколько раз ранен, но, к счастью, все ранения были легкие.
Его дважды представляли к высокому званию Героя Советского Союза, однако оба представления в силу различных обстоятельств остались на бумаге.
После войны продолжал службу в Советской Армии. В 1945-1946 годах обучался на летно-тактических курсах командного состава ВВС в Липецке, после их успешного окончания вновь служил в своем 67-м гвардейском истребительном авиационном полку в ВВС Южной группы войск (Румыния, Болгария). С 1947 года – инспектор по технике пилотирования и теории полета 821-го истребительного авиационного полка в Дальневосточном военном округе.
В августе 1950 года переведен на должность летчика-испытателя в Государственный Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС, где служил до увольнения в запас в 1977 году. Там с 1950 года работал в Управлении испытаний моторов и топлив, с 1953 года испытывал транспортные самолеты, с 1955 года – в Управлении спецслужб (специальные средства и посадочные устройства), с 1961 года – в 4-м Управлении (военно-транспортная и гражданская авиация).
Провел испытания по запуску двигателей МиГ-15, Миг-17 и Як-23, испытания по исследованию устойчивости двигателей при стрельбе, госиспытания Ми-6 на авторотации (1963; 2-й пилот), госиспытания Ка-25 (1965-1967) и Ми-24В (1971); участвовал в госиспытаниях Ми-6 (1962), В-12 (1969). Выполнил ряд испытательных работ на Ан-24, Ми-4, Ми-8, Ту-4, Ту-16. Успешно летал как на самолетах, так и на вертолетах, в частности испытывал противолодочный Ка-25 и один из самых распространенных боевых вертолетов Ми-24. Всего за период службы в НИИ ВВС освоил и испытал около 60 типов и модификаций самолетов, вертолетов и планеров. Выполнил около 2 500 испытательных полетов.
Его называли «королем испытания авиационных двигателей», а его жизнь – «биографией человека, отдавшего себя небу».
С 1977 года – в отставке. Работал инженером в ОКБ Сухого.
Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, полковнику в отставке Елисееву Владимиру Степановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
Жил в поселке Чкаловский (в черте города Щелково) Московской области.
Умер 7 января 2003 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 5).
Награжден 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 2-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда». Являлся Заслуженным летчиком-испытателем СССР, Военным летчиком 1 класса.
На доме в Щелково, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. С женой воспитал двух сыновей, оба пошли по стопам отца – посвятили себя военной авиации.
Видеоролики о героях размещаются на сайте Правительства Рязанской области в разделе «Мы помним».
Использованы материалы сайта Правительства Рязанской области