Борисов Иван Григорьевич

Борисов Иван Григорьевич родился 28 сентября 1921 года в деревне Шелухино Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне не существует, территория Астаповского сельского поселения Луховицкого района Московской области).

Проживал в Москве, окончил там семь классов школы и школу фабрично-заводского ученичества. В 1937 году устроился на работу слесарем-инструментальщиком на Пресненский машиностроительный завод, одновременно с работой учился в аэроклубе имени Ляпидевского. В мае 1940 года по комсомольской путёвке Борисов был зачислен курсантом в Центральный аэроклуб имени Чкалова. Закончил обучение с отличием, был рекомендован к поступлению в военную школу.

В 1940 году был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, поступил в Остафьевскую военную авиационную школу пилотов. Из-за начала Великой Отечественной войны был досрочно выпущен в звании сержанта.

28 июня 1941 года Борисов был назначен пилотом 309-го истребительного авиаполка Московского района ПВО, затем в течение года служил в Москве. 1 июля 1942 года был переведён в 4-й истребительный авиаполк, участвовал в боях на Брянском и Сталинградском фронтах. Под Сталинградом Борисов был назначен в одну пару с дважды Героем Советского Союза Амет-Ханом Султаном. Впоследствии тот говорил о Борисове: «Это мой щит. Надёжный, верный щит…».

В июле 1942 года в воздушном бою был ранен в левую ногу.

К осени 1942 года Борисов сбил три вражеских самолёта, за что был награждён первым орденом Красного Знамени. В октябре 1942 года вместе с Амет-Ханом был зачислен в 9-й гвардейский авиаполк под командованием Льва Шестакова, сформированный по инициативе командующего 8-й воздушной армии Тимофея Хрюкина. Там Борисов был назначен командиром звена. Первые вылеты совершил в паре с дважды Героем Советского Союза Владимиром Лавриненковым.

3 февраля 1943 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за освобождение Ростовской области вновь в паре с Амет-Ханом. 22 марта, прикрывая ведущего от вражеской авиации, был ранен, но смог посадить повреждённый самолёт на аэродроме. 14 июля 1943 года он был награждён вторым орденом Красного Знамени. В том же году вступил в ВКП(б).

Отличился во время прорыва немецкой обороны на реке Молочной, за что 19 октября 1943 года был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

К осени 1943 года гвардии старший лейтенант Борисов командовал звеном 9-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта.

К середине октября 1943 года Борисов совершил 210 боевых вылетов, принял участие в 80 воздушных боях, лично сбил 10 самолётов и 8 – в группе.

Звание Героя Советского Союза присвоено 1 ноября 1943 года.

За отличие в боях за освобождение Крыма Борисов был награждён орденом Александра Невского. К концу 1944 года был переведён в Восточную Пруссию, был командиром 2-й эскадрильи. Последний свой боевой вылет совершил в Берлине 2 мая 1945 года.

Всего за годы войны он выполнил 563 боевых вылета на истребителях И-16, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, провёл 182 воздушных боя, сбил лично 22 и в составе группы 8 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС заместителем командира и командиром авиаэскадрильи 176-го истребительного авиаполка (в Группе советских войск в Германии; с декабря 1945 – в Закавказском военном округе; посёлок Миха Цхакая, ныне город Сенаки, Грузия).

С 1949 года гвардии майор Борисов – в запасе. Жил в Москве, с октября 1949 года работал лётчиком транспортного авиаотряда ОКБ А.И. Микояна.

Умер 10 августа 1954 года, похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.Награждён орденами Ленина, Александра Невского, 5-ю орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Видеоролики о героях размещаются на сайте Правительства Рязанской области в разделе «Мы помним».

Использованы материалы сайта Правительства Рязанской области

ВКонтакте
Предыдущая Все новости Далее